МБОУ "Красноярская СОШ"
село Красноярка, Шербакульский район, Омская область
  • Музей

    Музей МБОУ "Красноярская СОШ" "Поколение"

    646702, Омская область, Шербакульский район,

    с. Красноярка, ул. Советская, № 34

    тел: 8(3817)738183

    e-mail: krasosch@mail.ru

    26 мая 2007г. проходил вечер встречи выпускников школы. Мы отмечали три юбилейные даты: 110-лет образованию в селе Красноярка, 80-лет созданию государственной школы и 40-лет школе, где мы сейчас занимаемся.

    К этому дню мы приобщили и торжественное открытие нашего музея. Красную ленту разрезали наши ветераны педагогического труда, которые проработали в школе более 30 лет: Раац Н.П., Жунусов Г.Ж., Драйлих Л.И., Сиберт В.В., Сиберт Д.В., Педе И.Г., Зубарева Л.Г., Кемпф Р.А., Родионова Н.И., Миллер М.П.
    Наш музей истории школы поставил перед собой следующие цели и задачи:

    • содействие воспитанию личности, способной воспринимать историю и действительность, как целостную систему;
    • воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям и культуре;
    • любовь к своей малой Родине, к школе, к её истории;
    • воспитание бережного отношения к героическому прошлому наших выпускников, учителей, к традициям школы;
    • физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
    • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
    • обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
    • содействие развитию активной гражданской позиции подростков;

    Основные разделы наших экспозиций:

    • история возникновения школы грамоты на селе;
    • страна Пионерия;
    • вверх по ступеням – ВЛКСМ;
    • спортивные достижения школы;
    • успехи наших учащихся;
    • они руководили школой;
    • ветераны педагогического труда;
    • педагоги, проработавшие в школе более 10 лет.

           Проблематика музея определила комплектование музейных предметов (библия – 1908г., ручки для письма разных лет, чернильница-непроливайка, старая школьная парта, пионерская и комсомольская атрибутика, школьная форма образца шестидесятых годов, счеты, логарифмическая линейка и многое другое).
    Направления деятельности музея следующие:

    I. Поисковая деятельность.

    1. Достижения наших выпускников (знакомство с их деятельностью, успехами, выявление интересных фактов биографии, сбор материала о выпусках, встречи с выпускниками).
    2. Отслеживание жизненного пути бывших и нынешних педагогов школы (заслуги учителей в их педагогической деятельности, участие в различных конкурсах, участие в рамках федеральной программы «Образование», тимуровская помощь ветеранам труда).
    3. Поддержка меценатского движения школе (материальная поддержка спонсоров).

    II. Исследовательская деятельность

    • Исследования достижений выпускников школы в области сельского хозяйства.
    • Исследования достижений выпускников школы в промышленности.
    • Исследования достижений выпускников в науке.
    • Преемственность поколений (педагогические династии учителей).

    III. Оформительская деятельность.

    Организация выставок:

    • в области физической культуры и спорта;
    •  в области прикладного искусства и художественного творчества;
    •  выставки, посвящены педагогам-ветеранам Великой Отечественной войны;
    •  участие выпускников школы в выполнении интернационального долга (Чечня, Афганистан).

    IV. Пропагандистская деятельность.

    1. Выпуск газет, буклетов, визиток.
    2. Встречи с ветеранами труда.
    3. Участие в конференциях, выставках

    V. Учебно-хранительная деятельность.

    1. Подготовка группы учащихся-лекторов для проведения экскурсий по музею.
    2. Проверка, реставрация музейных предметов.
    3. Работа с каталогом

        Музейные предметы широко используются учителями истории, обществознания, географии, литературы, технологии на уроках. Получив представление о музееведении, некоторые школьники начинают заниматься сбором интересных предметов, касающихся школы, которые сохранились в их семьях.
    Потенциал школьного музея нам видится в следующем:
    — школьный музей – это мир, где отвлечённые факты истории и культуры «индивидуализируются» личностью ребёнка, становясь предметами «ближайшего окружения» школьника, где он может ощутить себя в потоке времени;
    — школьный музей – это пространство, максимально открытое не только для познавательной деятельности ребёнка, но и для его творческой созидательной активности;
    — школьный музей – это и возможность диалога всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, общественности.
    «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и я научусь»,- эту мудрость мы стараемся использовать в своей работе, приобщая, таким образом, своих воспитанников к общенациональной культуре.

    «История нашей школы»

    В селении Красноярское в 1897 г. была открыта школа общественности, или школа грамоты. Кто был направлен учителем в наше село, нам установить не удалось. Так как школы грамоты или школы общественности открылись по двум направлениям: государственные и церковные. Но вот в приговоре Красноярского сельского схода за 1911г. 9 ноября, есть довольно интересная запись: «На подлежащим в книге приговором подписалось своеручно 42 человека, а за 2 неграмотных, по их просьбе, расписался Пётр Горн. С подлинником верно». Подписи: Писарь Горн, Староста Кемпф. Из этих данных можно предположить, что уровень грамотности среди немцев был тогда довольно высок.

    «…Обязанности шульмейстера выполнял церковный староста — Шмидт Фридрих Генрихович. Школу построили жители сельского общества сообща. Изучали в школе Библию. Учили читать, писать на немецком языке, изучали готический и латинский шрифты. На начальном периоде работы школы учили детей учителя Вайтнер и Динерт».

    В 1928г. из Ленинграда в Красноярку приехал учитель Лихтенвальд. Была открыта вечерняя школа. Туда ходили взрослые по группам. В то же время работала церковная школа. Учителем был Шмидт Фридрих Фридрихович.

    В фондах нашего музея сохранилась Библия 1908 года, выполненная в готическом шрифте. Тогда как в вечерней школе и на дому (учил Клейн Андрей Андреевич), учили и русский язык. В церковь учащиеся ходили 3 раза в неделю.

    В 1929г. из Ленинграда были направлены ещё учителя: Гензе Готлиб Иванович, Гейде Иван Готфридович и Цильке. Очень интересной выглядит система образования по району к концу 20-х годов. По данным 1926г. открываются несколько школ на территории района: 2 немецкие, 3 казахские, остальные — русско-украинские. Обучение ведется по единой программе. В 1930г. вводится всеобщее начальное образование. С введение всеобуча только 1931г. в районе открылось 36 школ.

    Самые лучшие и наибольшие по числу школы были переведены в разряд семилетних образовательных учреждений. Это Совхозная, Славянская, Екатеринославская, Максимовская и Красноярская.

    В начале 30-х в Красноярскую школу направляются после окончания Ленинградского педагогического техникума: Гаас Фридрих Егорович, Гассельбах Готлиб Генрихович и Зеевальц Пётр Яковлевич.

    Заведующим Красноярской семилетней школой назначается Гаас Фридрих Егорович.

    30 декабря 1935г. в районе был проведен первый районный слет знатных      людей педагогического труда. На него было приглашено более 50 работников школ района.

    В фондах нашего  музея «Истории школы» храниться переданная в дар музею фотография с первого слета учителей, воспоминания участника слета от Красноярской школы Зеевальд П.Я.. Кроме Зеевальд П.Я. на слете от нашей школы были Гаас Ф.Е. и Гассельбах Г.Г.

    Пионерская организация школы носила имя В.И Ленина. Первым неосвобождённым вожатым был назначен Зеевальд П.Я. — учитель и комсомолец 30-х годов, проработавший в нашей школе с 25 января по 10 сентября 1935 года. Здесь же, после вручения пионерских галстуков инструктор РОНО – Искаков Николай Алексеевич и представитель РКСМ товарищ Оргин Фёдор Фёдорович вручили пионерской организации атрибуты (горн, барабан, пионерское знамя).

    Из воспоминаний ветерана педагогического труда Зеевальда П.Я.: «За активную работу в 30-е годы колхоз устраивал бесплатные чаепития, выдавал хлеб и молоко для питания…». Как  одну из самых памятных акций пионеров тех  лет вспоминает Пётр Яковлевич, посадку фруктового сада, который был назван в честь замечательного селекционера И.В.Мичурина. Там проходили праздничные и торжественные линейки. Это было святое место для всех мальчишек и девчонок.

    Из воспоминаний нашей выпускницы Ленц Раисы Эвальдовны (Гориной): «Мы очень любили наш старый школьный сад, там мы играли в догонялки в начальных классах, там мы в средних классах играли в бесконечный «ручеёк» и «третий лишний», а в старших классах в горелки, волейбол, туда бегали на свои первые свидания, там готовились к экзаменам. Весной мы непременно прибирали сад, а летом «Зеленый патруль» охранял его от хулиганов. Вся наша школьная жизнь была связана со школьным садом, и как поется в песне: «Ах, школьный сад, ты помнишь наше детство! Ах, школьный сад, и юность помнишь ты!». И, конечно, бесконечно жаль, что его больше нет. Что по проекту новостроек наш сад понадобился для постройки котельной и больницы. Наш сад постепенно уничтожали, а с годами он и вовсе исчез. К сожалению, никто не заступился за наш сад, ни мы, хоть многие оставались в селе, ни наши родители, ведь и они в своё время выросли в этом саду».

    С первых дней на защиту Отечества встали вместе с кадровыми военными и мобилизованные по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1943 г. педагоги нашей школы.

    Гаас Ф.Е. — заведующий школой, 1910г. рождения, 13 февраля 1940г. был призван в РККА. В апреле он заболел, был отправлен из армии домой, а в мае 1940г. умер, похоронен в Красноярке. У Фридриха Егоровича была большая семья: жена и четверо детей, которые после смерти мужа и отца уехали в Москву. Сторожили села, с любовью вспоминают Фридриха Егоровича и Елену Ивановну как добрых, вежливых и скромных учителей.

    Гассельбах Готлиб Генрихович, 1912г. рождения — уроженец республики АССР НП. Был призван в РККА. Действительную службу проходил в г.Можга, курсантской школе 308 полка. На начальном этапе Великой Отечественной войны был направлен на Западную границу, в район г. Луганска, где принимал участие в ожесточенных и кровопролитных боях. В сентябре — октябре 1941г. он пропал без вести (данные 2007 г.).

    В 2010 получена объяснительная записка от друга и сослуживца Готлиба Генриховича, Руди Якова Ивановича, из которой мы точно теперь знаем, как погиб и где похоронен наш учитель.

    Русанов Владимир Романович был мобилизован на войну 21 июля 1941г. В городе Барабинске проходил военную подготовку, воевал минометчиком 1284 с\п, 1 с\д. В 1942г. в бою за город Высокиничи (Западный фронт в направлении г. Серпухова) был тяжело ранен. Осколком снаряда оторвало правую руку. В госпитале находился в городе Самарканде. Вернулся домой 3 апреля 1942, а 5 апреля 1942г. приступил к работе в школе. За многолетний и добросовестный труд был награжден многими наградами. Был директором школы с конца 40-х до середины 50-х гг. Пономарев Пётр Федорович был участником войны, награжден медалью «За  отвагу», орденом Отечественной войны, I степени. Был директором школы с середины 50-х до 1960г.

    Фадин Василий Иванович участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями за ратный труд и подвиги во имя Родины. Возглавлял нашу школу с 1960 по 1968гг. С 1943 по 1945гг. старшей вожатой в Красноярской семилетней школе была Русанова Анна Ивановна. Вот как она вспоминает военные годы и деятельность пионеров: «…Собирали колоски, убирали картофель у населения для эвакуированных детей из Ленинграда, помогали старикам, инвалидам войны. Каждый тимуровец, ухаживая, растил теленка, который был закреплен за ним».

    За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войне была награждена медалью учительница начальных классов Сильченко Аграфена Лукъяновна. В годы войны в нашей школе работали следующие учителя: Козьма Ольга Григорьевна, Гассельбах Елена Ивановна, Махурина Александра Андреевна, Никитина Анастасия Егоровна, Русанов Владимир Романович и Русанова Вера Ивановна.  В фондах нашего музея сохранились школьные фотографии тех лет.

    Учителя и ребята нашей школы не были в стороне от трагедии, которую переживала наша страна, каждый вносил определенную лепту в то, чтобы приблизить нашу Великую победу.

    Особую страницу в истории нашей школы в послевоенные годы занимает деятельность учебно-производственной бригады. Ребята нашей школы вместе с учителями работали на полях (полеводческая бригада), в саду (бригада садоводов и овощеводов), на фермах (животноводческая бригада), на строительстве (бригада строителей). Все ребята 5-8 классов жили в трудовом лагере, который был расположен за деревней. День начинался с рабочей линейки и поднятием флага. Затем ребята завтракали, и каждый уходил по своим рабочим местам. После трудового дня ребята принимали участие в спортивных соревнованиях, концертах, состязались играх по шахматам и шашкам. С огромной теплотой вспоминают эти годы наши родители, бабушки и дедушки. В фондах музей сохранились многочисленные фотографии, Почетные грамоты правления колхоза им. Энгельса и отчеты о работе и деятельности школы в эти годы.

    В 1966-1967 гг. наша школа была преобразована в восьмилетнюю, а в 1967-1968 учебном году школа была преобразована в десятилетнюю и переехала в новое здание.  В этом здании школа работает и поныне.

    Выставки

    Проекты

    (Посвящается 120-летию Красноярской школы).

    Руководитель проекта: Сухонос Н.А.

    Участники проекта: обучающиеся 8,9,10,11 классов; педагоги: Раац О.Ф., Соболь О А., Педе Е.А., Запорожец Е.А., Полковничева Е.Е., Зинченко В.В., Геринг К.Р., Потоцкая А.А., Вагнер Т.В.

    Объект исследования:  Красноярская средняя школа села Красноярка Шербакульского района Омской области.

    Предметом исследования стали качественные и количественные показатели, отражающие характер педагогического и ученического  коллективов данного учебного заведения.

    Хронологические рамки исследования включают в себя период с 1897 по 1968гг., что обусловлено датой основания школы и таким важным событием как преобразованием её из восьмилетней неполной средней школы в десятилетнюю среднюю школу.

    Цель работы: показать процесс организации Красноярской  школы  и выявить особенности её развития в указанный период.

    Задачами исследования являются: 1) выявить особенности процесса становления школы и педагогического коллектива в конце XIX начале XX вв.; 2) изучить характерные черты деятельности педагогического и ученического коллективов школы в условиях Великой Отечественной войны; 3) определить характер функционирования педагогического и ученического коллективов школы в послевоенные годы.

    Актуальность работы определяется недостаточной изученностью данной темы, а также необходимостью актуализировать исторический опыт педагогического сообщества школы.

    Методика исследования определена конкретными задачами работы. Авторами применялись проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и историко-генетический методы, которые позволили критически подойти к анализу и синтезу различных по характеру и происхождению исторических источников. Для исследования педагогических династий использовались также анкетирование и интервьюирование ветеранов педагогического труда, посвятивших свою жизнь воспитанию подрастающего поколения Красноярской школы.

    Источниковая база. В основе работы лежат делопроизводственные материалы Муниципального архива Шербакульского муниципального района Омской области, материалы архива МКОУ «Красноярской СОШ», а также архивные материалы музея нашей школы. Источники делопроизводственного характера представляют собой наиболее многочисленную категорию архивных и печатных материалов, которая является очень разнородной по содержанию, степени информативности, полноте, достоверности и социальной направленности.

    Описание проекта:

    Данный проект предназначен для ознакомления на уроках окружающего мира, истории, краеведения, литературного чтения. Данную тему можно затронуть в 1-4 классах, на классных часах  и занятиях факультативов по краеведению в 5-11 классах, разместить на школьных стендах для общего ознакомления.  В проекте учащиеся 8-11 классов будут работать индивидуально и группами с разными источниками информации. В ходе работы, участники проектной группы  знакомятся с историей своей школы, педагогическим династиями, участниками афганских и чеченских событий, юбилейными выпусками нашей школы. Итоги исследований представляются в форме презентаций, различных типов публикаций, фотографий.

    Предметные области:

    История, краеведение, литература.

    Сроки реализации проекта:

    ноябрь 2016г. — март 2017 г.

    План проведения проекта

    Подготовительный этап до 1 ноября 2016 года

    1. Собрать информацию об истории школы.
    2. Распределить по группам основные вопросы исследования.
    3. Стартовая презентация участников проекта

    Реализация проекта 1   ноября 2016 года – 20 марта  2017 года

    1. Формирование группы и её руководителя.
    2. Знакомство с историей школы на уроках и внеурочное время.
    3. Исследования по вопросу связи с историей школы.
    4. Запись воспоминаний учителей.

    Представление результатов проекта до 20 марта 2017 года

    1. Презентации о нашей школе.
    2. Фотографии о школе, учителях, учениках школы.
    3. Оформление стенда « История нашей  школы»
    4. Создание буклета «Наша школа»
    5. Представление информации по результатам работы в форме проекта-презентаций.

    Ресурсы

    Печатные ресурсы;

    Статья в школьную газету «За школьной партой»;

    Летопись школы;

    Презентации учителей и учеников школы, связанные с историей школы.

    Ученические фотоальбомы и архивные источники музея школы;

    Рефераты учеников школы, связанные тематикой с данным проектом;

    Интервью — воспоминания  взятые участниками проектной группы  у очевидцев событий.

    «История нашей школы»

    В 2017 году  нашей школе исполняется 120 лет,  в связи с этим мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы по вопросу «Что ты знаешь об истории своей школы?» и оказалось, что ответить на этот вопрос смогли только 45% опрошенных.   Для каждого из нас школа является не только источником знаний, но и частью жизни в период становления личности. Образование всегда являлось неотъемлемой частью культуры любого села. А школа во все времена была и остаётся колыбелью детства. Поэтому нам очень захотелось узнать историю возникновения школы в родном поселке и донести её до всех. Тем более, что рядом с нами живут и трудятся учителя, биография которых начиналась вместе с рождением школы. Всю работу по созданию проекта распределили между собой:

    8 класс – «Воины-интернационалисты нашей школы».

    9 класс – «Юбилейные выпуски нашей школы».

    10 класс –  «Спортивная жизнь школы».

    11 класс —  «Наш класс – 50 выпуск школы».

    «Становление и развитие Красноярской школы» — Сухонос Н.А., ПК «Поколение».

    «Педагогические династии школы» — Раац О.Ф., Соболь О А., Педе Е.А., Потоцкая А.А., Вагнер Т.В.

    В селении Красноярское в 1897 г. была открыта школа общественности, или школа грамоты. Кто был направлен учителем в наше село, нам установить не удалось. Так как школы грамоты или школы общественности открылись по двум направлениям: государственные и церковные. Но вот в приговоре Красноярского сельского схода за 1911г. 9 ноября, есть довольно интересная запись: «На подлежащим в книге приговором подписалось своеручно 42 человека, а за 2 неграмотных, по их просьбе, расписался Пётр Горн. С подлинником верно». Подписи: Писарь Горн, Староста Кемпф. Из этих данных можно предположить, что уровень грамотности среди немцев был тогда довольно высок.

    «…Обязанности шульмейстера выполнял церковный староста — Шмидт Фридрих Генрихович. Школу построили жители сельского общества сообща. Изучали в школе Библию. Учили читать, писать на немецком языке, изучали готический и латинский шрифты. На начальном периоде работы школы учили детей учителя Вайтнер и Динерт».

    В 1928г. из Ленинграда в Красноярку приехал учитель Лихтенвальд. Была открыта вечерняя школа. Туда ходили взрослые по группам. В то же время работала церковная школа. Учителем был Шмидт Фридрих Фридрихович.

    В фондах нашего музея сохранилась Библия 1908 года, выполненная в готическом шрифте. Тогда как в вечерней школе и на дому (учил Клейн Андрей Андреевич), учили и русский язык. В церковь учащиеся ходили 3 раза в неделю.

    В 1929г. из Ленинграда были направлены ещё учителя: Гензе Готлиб Иванович, Гейде Иван Готфридович и Цильке. Очень интересной выглядит система образования по району к концу 20-х годов. По данным 1926г. открываются несколько школ на территории района: 2 немецкие, 3 казахские, остальные — русско-украинские. Обучение ведется по единой программе. В 1930г. вводится всеобщее начальное образование. С введение всеобуча только 1931г. в районе открылось 36 школ.

    Самые лучшие и наибольшие по числу школы были переведены в разряд семилетних образовательных учреждений. Это Совхозная, Славянская, Екатеринославская, Максимовская и Красноярская.

    В начале 30-х в Красноярскую школу направляются после окончания Ленинградского педагогического техникума: Гаас Фридрих Егорович, Гассельбах Готлиб Генрихович и Зеевальц Пётр Яковлевич.

    Заведующим Красноярской семилетней школой назначается Гаас Фридрих Егорович.

    30 декабря 1935г. в районе был проведен первый районный слет знатных      людей педагогического труда. На него было приглашено более 50 работников школ района.

    В фондах нашего  музея «Истории школы» храниться переданная в дар музею фотография с первого слета учителей, воспоминания участника слета от Красноярской школы Зеевальд П.Я.. Кроме Зеевальд П.Я. на слете от нашей школы были Гаас Ф.Е. и Гассельбах Г.Г.

    Пионерская организация школы носила имя В.И Ленина. Первым неосвобождённым вожатым был назначен Зеевальд П.Я. — учитель и комсомолец 30-х годов, проработавший в нашей школе с 25 января по 10 сентября 1935 года. Здесь же, после вручения пионерских галстуков инструктор РОНО – Искаков Николай Алексеевич и представитель РКСМ товарищ Оргин Фёдор Фёдорович вручили пионерской организации атрибуты (горн, барабан, пионерское знамя).

    Из воспоминаний ветерана педагогического труда Зеевальда П.Я.: «За активную работу в 30-е годы колхоз устраивал бесплатные чаепития, выдавал хлеб и молоко для питания…». Как  одну из самых памятных акций пионеров тех  лет вспоминает Пётр Яковлевич, посадку фруктового сада, который был назван в честь замечательного селекционера И.В.Мичурина. Там проходили праздничные и торжественные линейки. Это было святое место для всех мальчишек и девчонок.

    Из воспоминаний нашей выпускницы Ленц Раисы Эвальдовны (Гориной): «Мы очень любили наш старый школьный сад, там мы играли в догонялки в начальных классах, там мы в средних классах играли в бесконечный «ручеёк» и «третий лишний», а в старших классах в горелки, волейбол, туда бегали на свои первые свидания, там готовились к экзаменам. Весной мы непременно прибирали сад, а летом «Зеленый патруль» охранял его от хулиганов. Вся наша школьная жизнь была связана со школьным садом, и как поется в песне: «Ах, школьный сад, ты помнишь наше детство! Ах, школьный сад, и юность помнишь ты!». И, конечно, бесконечно жаль, что его больше нет. Что по проекту новостроек наш сад понадобился для постройки котельной и больницы. Наш сад постепенно уничтожали, а с годами он и вовсе исчез. К сожалению, никто не заступился за наш сад, ни мы, хоть многие оставались в селе, ни наши родители, ведь и они в своё время выросли в этом саду».

    Особое место в проекте заняли исследования, связанные с Великой Отечественной войной. В эти годы наша школа  семилетней.

    С первых дней на защиту Отечества встали вместе с кадровыми военными и мобилизованные по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1943 г. педагоги нашей школы.

    Гаас Ф.Е. — заведующий школой, 1910г. рождения, 13 февраля 1940г. был призван в РККА. В апреле он заболел, был отправлен из армии домой, а в мае 1940г. умер, похоронен в Красноярке. У Фридриха Егоровича была большая семья: жена и четверо детей, которые после смерти мужа и отца уехали в Москву. Сторожили села, с любовью вспоминают Фридриха Егоровича и Елену Ивановну как добрых, вежливых и скромных учителей.

    Гассельбах Готлиб Генрихович, 1912г. рождения — уроженец республики АССР НП. Был призван в РККА. Действительную службу проходил в г.Можга, курсантской школе 308 полка. На начальном этапе Великой Отечественной войны был направлен на Западную границу, в район г. Луганска, где принимал участие в ожесточенных и кровопролитных боях. В сентябре — октябре 1941г. он пропал без вести (данные 2007 г.).

    В 2010 получена объяснительная записка от друга и сослуживца Готлиба Генриховича, Руди Якова Ивановича, из которой мы точно теперь знаем, как погиб и где похоронен наш учитель.

    Русанов Владимир Романович был мобилизован на войну 21 июля 1941г. В городе Барабинске проходил военную подготовку, воевал минометчиком 1284 с\п, 1 с\д. В 1942г. в бою за город Высокиничи (Западный фронт в направлении г. Серпухова) был тяжело ранен. Осколком снаряда оторвало правую руку. В госпитале находился в городе Самарканде. Вернулся домой 3 апреля 1942, а 5 апреля 1942г. приступил к работе в школе. За многолетний и добросовестный труд был награжден многими наградами. Был директором школы с конца 40-х до середины 50-х гг. Пономарев Пётр Федорович был участником войны, награжден медалью «За  отвагу», орденом Отечественной войны, I степени. Был директором школы с середины 50-х до 1960г.

    Фадин Василий Иванович участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями за ратный труд и подвиги во имя Родины. Возглавлял нашу школу с 1960 по 1968гг. С 1943 по 1945гг. старшей вожатой в Красноярской семилетней школе была Русанова Анна Ивановна. Вот как она вспоминает военные годы и деятельность пионеров: «…Собирали колоски, убирали картофель у населения для эвакуированных детей из Ленинграда, помогали старикам, инвалидам войны. Каждый тимуровец, ухаживая, растил теленка, который был закреплен за ним».

    За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войне была награждена медалью учительница начальных классов Сильченко Аграфена Лукъяновна. В годы войны в нашей школе работали следующие учителя: Козьма Ольга Григорьевна, Гассельбах Елена Ивановна, Махурина Александра Андреевна, Никитина Анастасия Егоровна, Русанов Владимир Иванович и Русакова Вера Ивановна.  В фондах нашего музея сохранились школьные фотографии тех лет.

    Учителя и ребята нашей школы не были в стороне от трагедии, которую переживала наша страна, каждый вносил определенную лепту в то, чтобы приблизить нашу Великую победу.

    Особую страницу в истории нашей школы в послевоенные годы занимает деятельность учебно-производственной бригады. Ребята нашей школы вместе с учителями работали на полях (полеводческая бригада), в саду (бригада садоводов и овощеводов), на фермах (животноводческая бригада), на строительстве (бригада строителей). Все ребята 5-8 классов жили в трудовом лагере, который был расположен за деревней. День начинался с рабочей линейки и поднятием флага. Затем ребята завтракали, и каждый уходил по своим рабочим местам. После трудового дня ребята принимали участие в спортивных соревнованиях, концертах, состязались играх по шахматам и шашкам. С огромной теплотой вспоминают эти годы наши родители, бабушки и дедушки. В фондах музей сохранились многочисленные фотографии, Почетные грамоты правления колхоза им. Энгельса и отчеты о работе и деятельности школы в эти годы.

    В 1966-1967 гг. наша школа была преобразована в восьмилетнюю, а в 1967-1968 учебном году школа была преобразована в десятилетнюю и переехала в новое здание.  В этом здании школа работает и поныне.

    Результаты проекта:

    История нашей школы — проект

    Династия — Кемпф-Альтенгоф-Раац

    Династия — Родионовых-Кемпф-Вагнер

    Выпускники — воины-интернационалисты. Афганистан.

    Отголоски войны в Чечне

    Педагогические Династии

    Сочинения

    Это русское, видно, свойство –

    Нам такого не занимать –

    Силу собственного геройства

    Даже в мыслях не замечать.

    Ярослав Смеляков

    Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем больше возникает желания сохранить в памяти ее героические страницы.

    Почему же в последнее время мы так трепетно относимся к героям  Великих лет? Однозначно ответить трудно. Но над этим вопросом я задумался, когда рассматривал старые фотографии в семейном альбоме у дедушки. Смотрел на пожелтевшие снимки и словно возвращался в прошлое. В голове с поразительной ясностью звучал грохот танковых колонн, залпы «катюш» и такое далёкое, но очень трепетное: «Ура! За Родину!». С фотографий на меня смотрели такие молодые и симпатичные молодые ребята, как оказалось мой прадедушка – Водневский Сергей Трифонович  и мой двоюродный дедушка Шило Иван Фёдорович. Мне захотелось узнать о них побольше…

    Мой двоюродный дедушка Ваня погиб в сорок пятом году в боях за освобождение Берлина. Похоронка семье пришла 25 апреля сорок пятого года. Шило Иван Фёдорович.  Каким он мне представляется? Простым советским солдатом, который прошёл всю войну, а в Европе шёл в атаку рядом с польскими и чешскими солдатами, болгарскими и югославскими партизанами. Там он увидел такую же порабощённую землю, фашистские пули и снаряды, смерть. Но там же, он видел толпы ликующих людей, которые верили и ждали освобождения. Это освобождение принёс миллионам европейцев советский солдат, значит и мой двоюродный дедушка тоже. Так жаль, что не увидел он своими глазами Победу, счастливых лиц людей, не обнял своих близких.  И пусть от Победы его отделили только пара месяцев, но для меня и моей семьи он был, есть и будет настоящим Героем! Я горжусь им!

    Мой прадедушка — Сергей Трифонович Водневский вернулся с войны. Он прошёл почти всю войну. Простой советский солдат, рядовой пехоты. И я думаю, это именно он  вынес на плечах Родину из огня. Это он сдерживал в первые месяцы лихолетья натиск фашистских армий. Это он остановил захватчиков у стен Москвы и Ленинграда. Это он ломал планы «блицкрига» непостижимым своим для фашистов упорством и стойкостью. Был трижды ранен. Последний раз при переходе реки Одер. Летом сорок четвёртого года он демобилизовался. Был инвалидом I группы. Осколок, застрявший в ноге, ещё более тридцати пяти лет кровоточил и напоминал ему о страшной войне. Сержант Советской армии, награждён двумя орденами Славы, медалью за отвагу, медалью за взятие Праги. Я не знаю, какую надо иметь силу воли и духа, чтобы сражаться с таким сильным врагом. Мои дедушки показали блистательный пример проявления чувства патриотизма, гордости за свою Родину и желания во чтобы то ни стало победить.

    Невозможно оставаться равнодушным к героическим страницам нашей истории. Но, прикоснувшись к ним, начинаешь совершенно по-новому смотреть на окружающую нас жизнь. Кажется, более трепетно, уважительно. Ежегодно в нашем школьном музее мы проводим уроки мужества, где трогаем руками государственный флаг, сшитый из лоскутов белой, синей и красной материи. Каждый ученик нашей школы на одном куске вышил золотыми нитками имена тех, кто воевал в их семьях в годы Великой Отечественной войны. Этот цветной лоскуток, как кусочек человеческого сердца, как частичка души, помнящая о дедах и прадедах. Невольно представляешь, что вот таким полотнищем можно было бы накрыть всю нашу страну, ведь героически погибшие, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла есть в каждой российской семье. Это впечатляет.

    Вспоминая наших героических предков, бабушка и дедушка, а теперь и мои родители, призывают нас, молодых, помнить о той страшной войне, унесшей столько миллионов жизней. Родители обращают внимание на то, как хрупок мир и человеческая жизнь. Напоминают нам, молодым, что как только человечество забывает о страшных войнах, они начинаются снова. Но больше всего меня огорчают поступки украинских, польских националистов. Заливая краской памятники погибшим воинам, они показывают свою ненависть и к нашей стране. Оскверняя священные места, разгоняя ветеранов с митингов, они как будто и нас ранят. Их злость и ненависть заставляет нас еще глубже изучать героические страницы Великой Отечественной войны. Наши родители, а теперь и мы, гордо несем над головой портреты героев Великой войны, ежегодно проходя вахтой памяти Бессмертного полка.

      Проходит время и начинаешь понимать, что сегодняшняя война, если она будет,  будет ещё страшнее. Хочется сказать всем, особенно молодым: «Знайте, помните и свято чтите память о подвиге простого советского солдата, вынесшего страшные муки и подарившего нам мир!» Не могу не выразить слов благодарности нашим ветеранам войны, ведь они сражались за наше будущее, за нашу свободу, за нашу спокойную жизнь. Низкий им земной поклон! Все они герои! И помнить о тех, кто погиб, и помогать тем, кто выжил – это наш долг, который должен осознать каждый из нас. Помнить и сохранить в сердце – это самое малое, что мы можем сделать для всех, кто пережил страшные годы войны.

    Шенфиш Данил, 6 класс

    Это русское, видно, свойство –

    Нам такого не занимать –

    Силу собственного геройства

    Даже в мыслях не замечать.

    Ярослав Смеляков

    Семьдесят лет…Семьдесят лет над Родиной синее небо. И солнце яркое, и земля зелёная, и игры детей шумные…Семьдесят лет мира…Не отыщешь сегодня разрушительного следа семидесятилетней давности. Воронки от бомб и снарядов, окопные траншеи, эти чудовищные шрамы на теле земли —  заровняли. Но перед человеческой памятью, перед памятью сердца, время бессильно.

    Какую роль сыграла Великая Отечественная война в жизни моей семьи? Однозначно ответить трудно. Но над этим вопросом я задумалась, когда рассматривала старые фотографии в семейном альбоме у бабушки. Смотрела на пожелтевшие снимки и словно возвращалась в прошлое. В голове с поразительной ясностью звучал грохот танковых колонн, залпы «катюш» и такое далёкое, но очень звонкое «Ура! За Родину!». С фотографий на меня смотрели такие молодые и симпатичные молодые ребята, как оказалось мой прадедушка – Водневский Сергей Трифонович  и мой двоюродный дедушка Шило Иван Фёдорович. Мне захотелось узнать о них побольше…

    Мой двоюродный дедушка погиб в сорок пятом году в боях за освобождение Берлина. Похоронка семье пришла 25 апреля сорок пятого года. Шило Иван Фёдорович.  Каким он мне представляется? Простым советским солдатом, который прошёл всю войну, а в Европе шёл в атаку рядом с польскими и чешскими солдатами, болгарскими и югославскими партизанами. Там он увидел такую же порабощённую землю, фашистские пули и снаряды, смерть. Но там же, он видел толпы ликующих людей, которые верили и ждали освобождения. Это освобождение принёс миллионам советский солдат, значит и мой двоюродный дедушка тоже. Так жаль, что не увидел он своими глазами Победу, счастливых лиц людей, не обнял своих близких.  И пусть от Победы его отделили только пара месяцев, но для меня и моей семьи он был, есть и будет настоящим Героем! Я горжусь им!

    Мой прадедушка Сергей Трифонович Водневский вернулся с войны. Он прошёл почти всю войну. Простой советский солдат, рядовой пехоты. И я думаю, это именно он  вынес на плечах Родину из огня. Это он сдерживал в первые месяцы лихолетья натиск фашистских армий. Это он остановил захватчиков у стен Москвы и Ленинграда. Это он ломал планы «блицкрига» непостижимым своим для фашистов упорством и стойкостью. Был трижды ранен. Последний раз при переходе реки Одер. Летом сорок четвёртого года он демобилизовался. Был инвалидом I группы. Осколок, застрявший в ноге, ещё более тридцати пяти лет напоминал ему о страшной войне. Сержант Советской армии, награждён двумя орденами Славы, медалью за отвагу, медалью за взятие Праги. Я не знаю, какую надо иметь силу воли и духа, чтобы сражаться с таким сильным врагом. Наши ветераны показали блистательный пример проявления чувства патриотизма, гордости за свою Родину и желания во чтобы то ни стало победить.

    Когда слушаешь рассказы о войне, сначала ком в горле, а потом слёзы на глазах, невозможно оставаться равнодушным к героическим страницам нашей истории. Но, прикоснувшись к ним, начинаешь совершенно по-новому смотреть на окружающую нас жизнь. Кажется, более трепетно, уважительно. В прошлом году я попала в школьный музей, где увидела государственный флаг, сшитый из лоскутов белой, синей и красной материи. Каждый ученик нашей школы на одном куске вышил золотыми нитками имена тех, кто воевал в их семьях в годы Великой Отечественной войны. Мне тоже захотелось это сделать, отдать дань памяти деду и прадеду. Невольно представила, что вот таким полотнищем можно было бы накрыть всю нашу страну, ведь героически погибшие, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла есть в каждой российской семье. Это впечатляет.

    Вспоминая наших героических предков, бабушка и дедушка, а теперь и мои родители, призывают нас, молодых, помнить о той страшной войне, унесшей столько миллионов жизней. Обращают внимание на то, как хрупок мир и человеческая жизнь, особенно в свете последних событий в Украине  и Новороссии. Начинаешь понимать, что сегодняшняя война, если она будет,  будет ещё страшнее. Хочется сказать всем, особенно молодым: «Знайте, помните и свято чтите память о подвиге простого советского солдата, вынесшего страшные муки и подарившего нам мир!»

    Не могу не выразить слов благодарности нашим ветеранам войны, ведь они сражались за наше будущее, за нашу свободу, за нашу спокойную жизнь. Низкий им земной поклон! Все они герои! И помнить о тех, кто погиб, и помогать тем, кто выжил – это наш долг, который должен осознать каждый из нас. Помнить – это самое малое, что мы можем сделать для всех, кто пережил страшные годы войны.

    Когда была война, люди гибли и гибли за победу. У них было всё: дом, семья, счастье. И в один день 22 июня всё это разрушилось, всё то, что строилось годами. Двадцать второго июня всё было по-прежнему, как в простой июньский день, только на душе было неспокойно, ведь кто знал, что до войны осталось каких-то пять минут. Война была кровопролитной, сколько людей погибло, сколько евреев было замучено. Но мы не сдались и победили! Победа досталась нам слишком дорогой ценой. Ведь говорят: « У победы много отцов, а пораженье всегда остаётся сиротой». Солдаты, партизаны, герои тыла, их жизнями строилась дорога к победе. Ради своих детей, внуков они воевали не жалея себя, ради чистого, голубого неба над любимой Отчизной. Не унывая из-за невзгод, они шли к победе с гордо поднятой головой. Солдаты мстили за семью, за Родину, за мать. «В тот день, когда закончилась война, и все  стволы палили в честь Победы, в тот час на торжестве была одна, особая для наших дум минута», — писал А.Т. Твардовский. Эта минута запомнилась бойцам, наверно, лучше всей войны. Мы победили! Я думаю, это величайшая победа  20-го века. Эта война унесла миллионы жизней, чтобы дать жизнь новому поколению. Война оставила горький осадок в душе каждого, но на войне все равны, и никто не забыт, ничто не забыто. В годы войны дружба превыше всего,  и люди  ценили её. Именно дружба и сплоченность привели нас к победе!

    Искакова Салия, 7 «А» класс

    Когда была война, были взрывы, бесконечные взрывы. Солдаты воевали за Родину, за русский народ. Люди сражались день и ночь, в жару и в дождь. Матери плакали над письмами сыновей.

    Война длилась четыре года, солдаты проявляли героизм, погибая за Родину. Люди воевали в ужасных условиях, выжить в которых было нереально. Был последний бой под Берлином. Ура, победа! Война закончилась, но в душах солдат осталась память о своих друзьях, товарищах, которые погибли на войне. Я отношусь ко всем солдатам с уважением, почтением и даже с любовью. Война-это страшное событие, из-за неё погибло очень много молодых ребят. Я хочу, чтобы не было войны в мире. Люди, давайте жить дружно.

    Степанов Константин, 7 «А» класс

    Здравствуй, солдат!

    Не удивляйся, но ты получил письмо из будущего! Того далёкого и прекрасного, которое ты сейчас защищаешь. Возможно, ты получишь это письмо, сидя в окопе во время короткой передышки между атаками в бою. Я могу только догадываться о чем, ты думаешь, ведь кругом кровь, страх, покореженный металл, смерть… Если ты будешь верить в себя, то обязательно выживешь, ведь ты просто обязан выжить!  Думай о своих родных, о своей Родине и это придаст тебе силы, укрепит дух. Задумайся о своём будущем. Сколько людей будут благодарны тебе за своё освобождение! Возвращайся солдат!

    Федосеев Слава, 9 класс

    Здравствуй, незнакомый солдат!

    Пишет тебе Терских Алёна. Я совсем о тебе ничего не знаю, но ведь это даже лучше, часто, когда люди незнакомы им проще, открыть друг другу свои души, проще поделиться своими мыслями и мечтами.

    Я пишу, тебе в первый раз, но у меня такое чувство, что мы знакомы целую вечность, ведь человек, защищающий свою Отчизну, готовый в любую минуту самоотверженно пожертвововать собой ради её свободы и благополучия, очень близок мне по духу! Возможно, это звучит смешно, но я всеми мыслями, всем своим существом там, с тобой на войне. Мне часто снится один и тот же сон. Война. Кругом взрываются снаряды, пули свистят над головой, всё чаще падают наши ребята, ещё такие молодые, беззаботные мальчишки, которых война, так безжалостно лишила юности и заставила защищать Родину с оружием в руках. Но рядом ты-незнакомый солдат,  такой сильный и мужественный. Знаешь, с тобой я ничего не боясь. В моём сне мы, часто, ходим в разведку, отважно и бесстрашно пробираемся в тыл врага, рискуя собственной жизнью, достаём важную информацию, помогающую вовремя подготовится к нападению ненавистного врага. А иногда, в моём сне, мы летаем на реактивных самолётах, бомбанндируя дивизии противника, при этом искусно маневрируя этими крылатыми машинами в воздухе, отклоняясь  от вражеских снарядов. И возвращаясь к своим-героями, неустрашимыми и смелыми, но при этом чуть беззаботными и не теряющими чувство юмора, чувство собственного достоинства, а также безграничной любви к Родине!

     Но, к сожалению это только сны. Но как бы я хотела, что бы они стали явью.

    Милый незнакомый солдат никогда не отчаивайся. Всегда храни надежду, ведь именно она помогает не только выжить в этом  «кровавом месиве», но и победить, отстоять свою свободу, спасти от плена родную землю! Я уверена, мы с тобой обязательно встретимся и подружимся, может быть не на войне, а в мирное, счастливое, послевоенное время, знаешь, я думаю обязательно весной, ведь весна-это самое прекрасное и замечательное время года. Ты будешь возвращаться домой героем, тебе и другим отважным спасителям Родины, все будут кидать первые, прелестные, весенние цветы. И мы сразу друг друга узнаем. Как? Неважно, я уверена, что узнаем, узнаем с первого мимолётного взгляда и больше никогда никогда не расстанемся. Я уверенна. До встречи!

    Терских Алёна, 9 класс

    Сегодня мы хотим рассказать вам об Александре Ковалёве, нашем земляке,  выпускнике нашей школы, погибшего 16 лет назад на Чеченской войне. Война в Чечне. Она заставила многих содрогнуться. У тысячей отцов и матерей при одном лишь упоминании этого слова на глазах появляются слёзы. Их дети погибли на этой войне. Она принесла только горе, слёзы и никем невосполнимую потерю. И всё же о погибших в этой войне помнят и не забывают.

    Детство Саши прошло в нашем селе. Он рос не возрасту серьёзным, самостоятельным мальчиком. Любил слушать сказки, как и многие ребята, интересовался современной музыкой, хорошо танцевал, увлекался спортом.

    После окончания школы поступил в Исилькульское училище на курсы водителей.

    13 мара 1995 года Саше исполнилось 18 лет, и уже 30 мая 1995 года он был признан в армию. Он был простым российским парнем. Любил нашу сибирскую природу: голубое небо, берёзовые леса, пшеничные поля. Одним словом Саша любил жить. Когда встречались с ним на улице, он был всегда приветлив, любил общаться с друзьями.

    Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст 18 лет. За время своей службы Саша написал родителям домой много писем. Эти письма помогают нам ответить на вопрос «Что же есть человеческая жизни?» Жизнь есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она даёт человеку ровность в поступках и действиях, основательность в отношениях с друзьями и родными.

    Мы хотим прочитать вам несколько писем от Саши , которые он написал домой, своим родным папе, маме, и сестрёнкам.

    «Здравствуйте мой родные: мама, папа, сестрёнки Ирина и Вероничка. Пишет вам ваш сын Саша из Нижнего Новгорода, Бывший Горький. Хочу сообщить, что дела идут Нормально. С Омска нас  увезли 1 июня утром, а приехали 2 июня ночью. Привезли в часть, отвели в баню, помылись, переоделись и спать А сегодня, 3 июня, учат всему. Внутреннее войско, полк специального назначения. Когда ехали сюда я столько увидел много красивого, всяких рек, озёр, гор. Проезжали ночью, местность здесь красивая. Мама, я здесь не один. Которых вместе с Шербакуля забирали, мы вместе и попали, хоть на скучно. Нас омичей – 39 человек. Кормят нормально. До свидания, я вас всех люблю. 8 июля 1995 год.»

    «25 сентября.  Приехали мы в Чечню, и пишу вот сразу письмо, чтобы вы не волновались. Наш полк стоит в Новокузнецке. Мы выехали с Нижнего 18 числа, а приехали 24 числа.  В каждом городе стояли по 10 –12 часов. Пока доехали, измучились. Мама, ты знаешь, какая здесь природа? Не то, что у нас, здесь вообще классно, пока ехали на машинах в полк с города Кизмира много всякого увидели, много развалин. Здесь в посадках, не как у нас посадки вдоль дорог, а здесь орешники. Орехи грецкие растут. Здесь, не скажешь, люди  дома строят вообще классные. Когда ехали сюда, арбузы брали на станциях, меняли на всё, что можно. Вы, наверное, переживаете, не волнуйтесь, здесь всё нормально. Ну, к черту, чтоб не сглазить, здесь всё спокойно. Только вот сегодня дождь прямо с утра пошёл и идёт. Сидим в палатке и пишем письма.  Ну ладно, пока, до скорой встречи. Целую, Саша.»

    Это последнее письмо, которое получили родители от сына.

    «Здравствуйте мой родные: мамочка, папочка, Ира и Вероничка! С огромным приветом к вам ваш сын Саша. В первых строках своего письма хочу сообщить, что жив и здоров. Мама, пишу вам с огорчением, у нас произошла смена офицеров, я от вас ни одного письма не получил. Я вам пишу, ещё с Грозного вывод войск пока приостановили, надеюсь, что в скором будущем нас выведут.  Посылаю вам удостоверение, меня наградили крестом. Крест я вам, конечно,  не пошлю, а удостоверение могу потерять. Здесь уже жара, не знаю куда деваться.. Я стирался на улице, буквально за час, я почти весь загорел, уже всё отцвело, здесь сейчас красиво. Папа, больше  работай дома, помогай маме, береги её.

    Любите мать, любите, как святую

    Любите больше самого себя.

    Она вам жизнь дала,

    Она и воспитала.

    Любите мать, она у вас одна.

     Хороший стишок, правда? Папа, тебе должен понравиться. Фото мое храните. Ну ладно, пока. Целую Саша.  Ну, а как у вас погода, что хорошего, как поживаете, чем занимаетесь, я вроде всё написал. Передавайте всем привет .Ну ладно, пока, пишите.  Ваш сын Саша.»

     … Выписка из заключения служебного расследования….

    Это произошло 5 августа 1996 года, «…личный состав принимал участие в специальной операции в г. Грозном. При возвращении в часть колонной в составе 6 ВТР-80 и 4 ЗИЛ –131. В 5 часов 55 минут произошел взрыв радиоуправляемым

    устройством, находящимся в 100 0 метров от пункта постоянной дислокации бригады. В результате взрыва погиб майор Славгородский, были тяжело ранены и контужены рядовые Ковалёв Александр Владимирович,  Бабиладаев , многие получили ранение средней и лёгкой степеней тяжести…»

    Выписка из приказа командира войсковой части 36 71 от 30 августа 1996 года.

    Исключить из списков личного состава и со всех видов довольствия: водителя взвода МТО-1 батальона Ковалёва Александра Владимировича, 19977 года рождения, уроженца с Красноярка  Шербакульского района Омской области, призванного на военную службу Шербакульским РВК Омской области в июне 1995 года, с 6 августа 1996 года в связи со смертью, наступившей 5 августа 1996 года по причине взрывной травмы с повреждением головного мозга.  Смерть Ковалёва Александра Владимировича связана с исполнением обязанностей военной службы. Похоронен 26 августа 1996 года на кладбище с. Красноярка, Шербакульского района Омской области.

    21 февраля 2002 года у стен Красноярской средней школы открыли мемориальную доску в честь памяти Саши.

    В память обо всех российских парнях, погибших на чеченской войне в память об Александре Ковалёве объявляется минута молчания.

    Сегодня даётся разная оценка чеченской войны, но, несмотря на все оценки, подвиг российских солдат остаётся чистым и достойным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя, как подобает воину.

    Подвиг воина это подвиг веры, долга, присяги. Человеческая душа бессмертна.  Мы верим в это. Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновлённую любовь к Родине. Они в какой-то, мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

    В едином братстве воинском до срока,

    Суровой славы их озарены,

    От их судьбы всегда неподалёку.

    На войне все люди, солдаты сдружились. Они выручали друг друга, шли плечом к плечу, даже если за спиной стояла смерть. Никто не думал со страхом о смерти. Люди не боялись умереть за свою Родину. Бойцы совсем мальчиками вступали в бой. Я испытываю гордость за таких людей. Когда им было тяжело, они не сдавались, не бежали от боя, а рвались к победе. Мы очень много людей потеряли в боях.

    Но вновь и вновь появится листва,

    И наши дети вырастут и внуки,

     А гром пальбы в любые торжества

    Напомнит нам о той большой разлуке.

    Война отняла у людей близких: сестёр, отцов, братьев, сыновей этот ряд можно ещё долго продолжать. Хоть и прошло много лет, но все помнят это страшное событие. Как ни старайся, забыть всё равно не сможешь. Мы вечно будем помнить о воинах, которые не пожалели жизни ради нас, их потомков. На войне все находились на равных, каждый мог в любую минуту быть раненым. Все это понимали. Дети и женщины не могли спокойно на всё смотреть, они тоже принимали участие. Каждый внёс свой вклад. Всех тех людей, кто жил в это время, можно назвать героями. Они перенесли, пережили это время. Очень много людей гибло от голода, холода, плена. Но, несмотря на все эти адские, нечеловеческие страдания, Россия  всё выдержала  и победила эту войну! Мы должны с пониманием относиться ко всем событиям, к нашим бабушкам и дедушкам, уважать их. Я очень хочу, чтобы люди мирно решали  проблемы. Пусть будет мир во всём мире! Пусть никогда не будет войны!

    Глаза у нас намного выше ног.

    В том смысле вижу я особый знак:

    Мы все сотворены, чтоб каждый мог

    Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

    Р.Г. Гамзатов

    Россия сегодня одна из самых могущественных стран. И мы знаем, какой трудный путь ей пришлось пройти в двадцатом и двадцать первом веке. На её долю выпало немало испытаний и хочется, чтобы они не повторялись. Каким же я вижу будущее России? Я думаю, что в будущем наша страна станет одной из самых развитых и процветающих государств. У неё для этого есть все шансы. Самое сложное, на мой взгляд, не наделать ошибок. Хотя никто не может сказать: правильно то или другое решение нашего правительства. Время всё расставляет по местам. А мы надеемся на прозорливость руководства нашей страны.

    В будущем наша страна обязательно станет экономически независимым государством. Мы построим много современных предприятий, будем создавать самые лучшие товары, которые захотят купить во всех странах мира. Мы создадим развитую транспортную промышленность, у нас будут лучшие авиакомпании, самые современные поезда и корабли. Россия создаст такие космические корабли, которые достигнут Венеры и Марса. Внедрим нано-технологии и  создадим лучшее медицинское оборудование и лекарства, которые смогут помочь практически от всех болезней. Вокруг нас будет экологически чистая и высоконравственная среда. Но в основе всех будущих достижений России будет стоять – Человек.

    Я думаю, что наш президент, для решения всех этих задач, возлагает особые надежды именно на нас – на молодое поколение. Ведь перед нами бесконечно трудная и тяжёлая задача: сделать Россию ещё сильнее.

    Какими же должны быть молодые, что они должны взять с собой в дорогу? Наверное, знания, которые безошибочно укажут, где Истина, а где Заблуждение…

    Я думаю, надо взять с собой любовь и волю к труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому… Человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, он, прежде всего, творец и созидатель. А для будущего России мы тоже готовы внести свой вклад.

    Надо запастись совестью, моральными богатствами. Но я говорю не о высоких словах: они дёшевы…, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Ведь не секрет, что именно молодые забывают традиции и обычаи, совершают безнравственные и противоправные поступки, за что бывает очень стыдно.

    Ещё хочется обратить внимание на семью. Ведь мы же уже знаем, что без здоровой семьи не может быть здорового общества. Оздоровление семьи я вижу в улучшении её организации. В семье должны воспитывать индивидуальность, которой чужд эгоизм, невежество и слепая стадность. Особое внимание хочется обратить на отношение к родителям. В древнекитайской притче один человек спросил у Учителя: «Что есть почтительность к родителям?» Учитель ответил: «Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям»? Я полностью согласен с мудрецом. Родители заслуживают уважения, внимания и любви. Более того, чтобы каждый молодой человек, на будущее усвоил, что к родителям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Наверное, это те главные ценности, которыми мы должны запастись, пускаясь в далёкий жизненный путь и готовясь к главному экзамену жизни. Конечно, это тяжёлое испытание. Но всё в жизни преодолимо, если ты действительно чего-то хочешь достичь. А успехи в твоих делах, помогут в будущем и России. Будущее России в её людях: честных, отзывчивых, терпимых, уважительных и надёжных.

    Исследовательские работы

    Сценарии

    Школьный музей – это средство развития личности и в условиях нашей школы средство досуговой деятельности ребят.
    Школьный музей всегда играл важную роль в системе школьного обучения и дополнительного образования. Тесно связанный с учебновоспитательным процессом, он оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций и мировоззрения подрастающего поколения.
    Модернизация содержания современного образовательного процесса исходит из кардинально новой трактовки понятия «воспитания».
    Воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни, самому себе. Немаловажную роль в этом процессе играет школьный музей.
    Сегодня школьный музей рассматривается не только как источник культурной информации, но и как центр музейно- педагогической работы в образовательном учреждении, основой которого является собрание предметов музейного значения. Особенностями сегодняшнего этапа развития школьных музеев можно назвать увеличенный интерес к истории своих учебных заведений. Мы убежденны, что история школы – это история жизни нескольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности.
    Многогранную работу нашего музея можно представить следующим образом: 

    I. Поисково-исследовательская деятельность:
    - данное направление предполагает участие учащихся и учителей в отслеживании достижений выпускников нашей школы прошлых и нынешних выпусков, вся информация о выпусках собирается в соответствующие папки, их на сегодняшний день у нас 45, по количеству выпусков. При поиске информации о наших выпускниках прошлых лет папки дополняются.
    - поиск информации о наших педагогах в разные годы;
    - исследование и поиск информации о первых поселенцах, о немцахпереселенцах, о трудоармейцах.
    Актив музея ведёт планомерный систематический сбор документов, фотографий, памятников материальной и духовной культуры, приём даров и случайных поступлений. Особое внимание уделяем музейным предметам по истории школы, экспонатам, характерным для нашего профиля. Такая работа позволяет принимать участие в конференциях и конкурсах муниципального и регионального уровней, обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследований учащихся, формировать и развивать навыки работы с источниками.
    На базе музея работает два кружка. Для учащихся 1-2 классов в рамках новых государственных стандартов работает кружок «Сберечь в памяти и сердце». Программа кружка и некоторые работы первоклассников прилагаются . Для учащихся 8-9 классов ведётся кружок «Юный краевед».
    В рамках данного направления принимали участие во многих мероприятиях школьного, муниципального и областного уровней.
    В 2011 году Зубарева Валерия ученица 7 класса была награждена дипломом лауреата на IX областных молодёжных научно-исторических чтениях «История и культуры российских немцев».
    Ребята музея принимали участие в Открытом областном детско-юношеском фестивале искусств «Либеровская весна» в конкурсе юных экскурсоводов в номинации «Мир творчества». Степанов Константин представлял экскурсию на тему «Без корня и полынь не растёт». Данная экскурсия рассказывает об одной из педагогических династий нашей школы. Константин был награждён Дипломом I степени, за подготовку лауреата конкурса юных экскурсоводов и популяризацию музейной деятельности среди учащихся отмечены благодарственным письмом. 

    Скачать полностью в ПДФ

    Вот уже третий год подряд в школе проходят классные часы, посвященные Дню памяти жертвам политических репрессий, цель которых – прививать чувства уважения УК людям нашей страны, которые были репрессированы.

    В 1 классе классный час "Памяти погибших в годы репрессий" проходил в форме беседы, на котором классный руководитель познакомил детей с Днем памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни. Учитель рассказал ребятам, как нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо "врагов народа" и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений. А так же сообщил учащимся, что 30 октября в нашей стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, участие в которых принимают политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях. В конце классного часа ребята почтили память пострадавших минутой молчания. Цель классного часа во 2 и 4 классах была познакомить с событиями того далекого времени, рассказать о трагической судьбе немецкого народа, воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к людям старшего поколения.

    В начале беседы были использованы материалы из книги о нашем селе, которая была написана местным краеведом Миллер М.П. и библиотекарем Гекман Л.Д. Дети узнали, откуда на нашей сибирской земле появились первые поселения немцев и, что пришлось пережить тем людям, которым в 1941 году пришлось покинуть родные места в Поволжье и поневоле поселиться в холодной Сибири. О фактах переселения рассказывал учитель и ребята, чьи бабушки и прабабушки были родом из тех мест. О трудармии рассказ мы начали со стихотворения, который рассказала Неклюдова Маша.

    Национальность, как ярлык и как позор была.
    А тех, кто помнил свой язык, дорога в ад вела.
    Бараки грязные и вши, и непосильный труд.
    И нет спасенья для души - врагами нас зовут.
    Вы - немцы - вот и вся вина, молча спину гни.
    Для вас смешалась и война, и лагерные дни.
    За что на гибель обречен народ (пойди, спроси)
    С Екатерининских времен живущих на Руси.
    Ответ один - сырой барак и проволочный забор.
    А каждый немец - скрытый враг, и кончен разговор.
    Вам отказали вправе жить, поставив цель одну,
    На наши плечи возложить за нацию вину.
    Чтоб вы несли тяжелый крест за лагерной стеной,
    Сорвав с родных, обжитых мест проклятою войной.
    Болезнь и смерть рядком стоят. И холод, словно лед,
    А кто-то этот сущий ад «трудармией» зовет.
    Вы трудармейцы.
    В слове нет плохого ничего.
    Но лишь спустя десятки лет мы знаем суть его.
    Для многих жизнь оборвалась в те страшные года.
    Могилы их не сосчитать теперь уж никогда.

    Вспомнили родных, кому пришлось пережить трудармию. Почтили память всех людей, погибших за колючей проволокой, минутой молчания. Классный руководитель обратилась к ребятам: «Мы обязаны помнить их имена, помнить своих земляков, которые ковали победу не на поле битвы, а в шахтах, на лесоповале, рыли траншеи и прокладывали дороги. Так давайте же помнить чтобы люди не знали бед земных никогда».

    В 6 классе прошел классный час на тему: «Без вины виноватые». Классный руководитель напомнил учащимся о трагических вехах истории нашего государства. Ребята познакомились с конкретными историями людей, которые подверглись репрессии со стороны государства.

    Самое главное, что поняли учащиеся класса, историю страны нужно знать и её чёрные страницы, чтобы такое не повторялось больше никогда. Не должны страдать невинные люди. Все граждане страны должны жить по демократическим законам. В 7 и 5 классах классный час прошел в форме беседы с познавательными элементами.

    На первом этапе беседы учитель напомнил ребятам о том, кто репрессировался, почему, куда. На втором этапе учитель задал вопросы детям, такие как:

    • Когда начались репрессии в нашей стране? 
    • Почему государство проводило политику репрессий? 
    • Какие народы были подвержены репрессиям?
    • Кто из жителей нашего села является репрессированным?
    • В третьей части классного часа учащимся были предложены игровые задания.
    • Как вы думаете, слово «репрессия» имеет, какие корни и дословно как переводится? (латинские корни, дословно «подавление»).
    • Попробуйте дать определение понятия «репрессии».
    • Составьте анаграмму к этому слову. Какая существует связь между понятием «репрессии» и понятием «депортация»?

    В заключительной части классного часа помянули всех погибших минутой молчания.

    В 8 - 11 классах прошел классный час на тему: «Холодное лето 53 - го». Классные руководители напомнили учащимся о тяжелых временах, которые пришлось пережить нашим родителям, бабушкам и дедушкам. Учащиеся посмотрели художественный фильм «Холодное лето 53-го», из которого ребята узнали историю небольшого северного посёлка, захваченного рецедивистами, выпущенными на свободу после амнистии в связи со смертью И.Ф. Сталина. В фильме было показано какие люди и за что были осуждены в годы политических репрессий, с каким страхом и фанатизмом мирные жители относились к вождю пролетариата. После просмотра фильма сделали вывод о культе личности, о демократии и что от этого страдали невинные люди.

    Затем с ребятами была проведена дискуссия Репрессии - необходимость или преступление? Все участники процесса голосовали по двум позициям:

    • Репрессии были необходимостью - 4
    • Репрессии были преступлением - 62

    Итоги голосования показали, что большая часть участников считают репрессии преступлением.

    21 октября в школе была проведена литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», посвященная 70-летию депортации немцев. На мероприятие были приглашены учащиеся 9 и 10 классов, а также гости – очевидцы тех страшных событий, которые оказались в числе депортированных из Поволжья в Сибирь. Это Кемпф Роза Александровна, Миллер Амалия Яковлевна, Швебель Мария Игнатьевна. Кроме этого, еще одним из гостей нашего мероприятия был краевед Шербакульского района Миллер Михаил Петрович.

    В начале был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», а затем список жителей нашего села, которые были мобилизованы в Трудовую армию. Среди них были: Боссерт Берта Христиановна, Боссерт Каспар Иванович, Вебер Эдуард Яковлевич, Кемпф Готфрид Иванович, Майер Адам Давыдович, Педе Юлиус Адольфович, Плонке Рейнгольд Робертович, Урих Фридрих Фридрихович, Шлегель Александр Петрович, Шмидт Кондрат Яковлевич, Кноль Александр Андреевич, Шмидт Кондрат Кондратьевич и другие, дальнейшая судьба которых нам неизвестна. А так же ведущие зачитали сколько было эвакуировано семей в Шербакульский район: 207 семей, 942 человека.

    В Красноярский сельский совет эвакуировали 39 семей, 156 человек. Людей перевозили в вагонах, в которых перевозили скот. Гости – очевидцы нашего мероприятия рассказали всем нам о тех тяжелых годах и о том времени, которые им пришлось пережить, когда они были еще маленькими. Слезы сочувствия и жалости накатывались при рассказах Ольги Федоровны, дочери Розы Александровны, Амалии Яковлевны и Анны Яковлевны.

    Действительно люди того жестокого времени пережили очень много, но они совершенно не таят никакой злобы и ненависти. Для этих людей были посвящены красивые стихотворения и песни нашими учащимися и педагогами. Все гости литературного мероприятия почли минутой молчания тех, кто не вернулся в родные семьи. Кто не выдержал пыток и издевательств, тех, кто не вернулся из той бездны. В конце нашей литературномузыкальной композиции учитель истории и организатор всего этого мероприятия Сухонос Наталья Анатольевна подвела итог и поблагодарила всех участников за помощь. Гости-очевидцы и ребята-участники были приглашены на чаепитие.

    Такие мероприятия очень полезно проводить в школах, потому как они воспитывают в детях чувство справедливости, сочувствия к другим людям, интерес к нашей истории. 

    Скачать в PDF

    ТЕКСТ

    ТЕКСТ

    ТЕКСТ

    Конкурсы

    ТЕКСТ

    ТЕКСТ

    ТЕКСТ

    Экскурсии

    Только змеи сбрасывают кожу,
    Чтоб душа старела и росла.
    Мы, увы, со змеями не схожи,
    Мы меняем души, не тела.
    Память, ты рукою великанши
    Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
    Ты расскажешь мне о тех, что раньше
    В этом теле жили до меня.


    Тема экскурсии: По ступеням Поколений.
    Цель экскурсии: воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям и культуре школы, воспитание бережного отношения к прошлому выпускников.
    Продолжительность экскурсии: 30 минут
    Текст экскурсии:
    - Добро пожаловать в наш музей истории школы.
    Вы хорошо знаете, что в нашей школе действует объединение «ШаНС». Все вы являетесь членами этого объединения. «Шалунишки», в эту группу входят ребята с 1-4 классы, «Непоседы», эта группа объединяет ребят 5-7 классы, «Старшеклассники» – это ребята 8-11 классов. Сегодня на нашей экскурсии мы познакомимся с экспозициями, касающимися тех организаций, в которые входили школьники разного возраста.
    Членами этих объединений были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Начнём с самых маленьких. Это было объединение Октябрят, в которое входили ребята с 7 до 9 лет. В знак принадлежности к октябрятской организации, октябрёнок повседневно носил пятиконечную звёздочку, по центру которой был изображён маленький Владимир Ильич Ленин. . .

    Скачать полностью в PDF

    Фотогалерея

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie